Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Работа с высокомотивированными учащимися

Дата: 25 сентября 2020 в 22:26, Обновлено 25 сентября 2020 в 22:31

Работа с одаренными учащимися

УКАЗ О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ, ВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВ ДАННЫХ ОДАРЕННОЙ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

26 апреля 2010 г. N 199

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ, ВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВ ДАННЫХ ОДАРЕННОЙ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 09.08.2011 N 351)

В целях обеспечения эффективного использования творческого и интеллектуального потенциала одаренной и талантливой молодежи, оказания помощи в ее профессиональной деятельности ПОСТАНОВЛЯЮ:

  1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке формирования, ведения и использования банков данных одаренной и талантливой молодежи.
  2. Внести в Указ Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. N 273 "О повышении заработной платы отдельным категориям молодых специалистов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 146, 1/8669) следующие изменения и дополнение:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Повысить тарифные ставки (оклады) на 50 процентов молодым специалистам <*> с высшим образованием, включенным в банки данных одаренной и талантливой молодежи и принятым на работу в организации, финансируемые из бюджета.";

дополнить Указ подстрочным примечанием следующего содержания:

"--------------------------------

<*> Для целей данного Указа под молодыми специалистами понимаются выпускники, получившие высшее образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского бюджета либо на условиях оплаты, направленные на работу по распределению.";

подпункт 3.2 пункта 3 исключить.

  1. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.
  2. Министерству образования, Министерству культуры, Министерству связи и информатизации в шестимесячный срок обеспечить интеграцию банков данных одаренной и талантливой молодежи в общегосударственную автоматизированную информационную систему для предоставления доступа кадровым службам государственных органов и иных организаций к информации, содержащейся в этих банках данных.
  3. Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

Система работы с одаренными и высокомотивированными учащимися

Проблема выявления, обучения и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи является одним из важнейших направлений государственной политики в области образования.

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка достигается только тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к учёбе.

Основные направления работы с одаренными детьми:

  • система работы образовательных учреждений с детьми младшего школьного возраста, обеспечивающая преемственность среды и методов развития детей при переходе в среднее звено школы;
  • система общеобразовательных школ, в рамках которой создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
  • система дополнительного образования, позволяющая обеспечить выявление, поддержку и развитие способностей учащихся в рамках внешкольной деятельности;
  • система школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования.

Формы обучения детей в условиях общеобразовательных школ:

  • индивидуальная(работа по индивидуальному плану, программе) – эта форма работы предполагает использование современных информационных технологий, в рамках которых ребенок будет получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей;
  • занятия по свободному выбору(факультатив, спецкурс, организация малых групп) – это делает возможным учет различных потребностей и способностей детей;
  • дифференциация образовательного процесса(изучение предмета на повышенном и углубленном уровнях) – эта форма актуальна для тех детей. У которых сформировался устойчивый интерес к определенной области знаний;
  • исследовательские секции или объединения  (предоставляется не только выбор направления исследовательской работы, но и индивидуальный темп и способ продвижения).

Формы обучения детей в системе дополнительного образования:

  1. Обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области.
  2. Работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки, специалист высокого класса).
  3. Очно-заочные школы.
  4. Каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории.
  5. Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад.
  6. Детские научно-практические конференции и семинары.

Выбор и применение той или иной формы индивидуализации и дифференциации обучения зависят не только от возможностей той или иной школы, а прежде всего от индивидуальных особенностей ребенка. Учебные программы, ориентированные на обучение одаренных детей с общей (умственной) одаренностью и некоторыми видами специальной одаренности (лингвистической, математической и т.д.), должны соответствовать целому ряду требований.

Программы обучения для интеллектуально одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к учебе должны:

  • включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что   позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
  • использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний;
  • предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы; 
  • в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбраных самим ребенком;
  • поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
  • обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
  • предусматривать наличие свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);
  • подготовка специальных учебных пособий, организация исследований, создание «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т. п.;
  • обучать детей оценивать результат своей работы, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творчества;
  • способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
  • включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

Профессионально-личностные качества педагогов для работы с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к учебе

  1. психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности; (знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; знания о психологических особенностях одаренных детей, методах их выявления)
  2. профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать и развивать детскую одаренность;
  3. профессионально значимые личностные качества педагогов:высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, высокая и адекватная самооценка, стремление к личностному росту и т.д.

Эти качества срабатывают лишь в системе и тогда, когда подчинены тому, что делает человека педагогом,  –  «желанию жить в ученике».

Рекомендации в помощь учителю по работе с одаренными детьми  

  1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества. Применение таких методов, форм и приемов предполагает выполнения определенных правил:

1.1. соотнести количество предоставляемой информации и умение ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);

1.2. предоставлять возможность предельной самостоятельности учащимся. Самые прочные знания – это те, которые добываются собственными усилиями;

1.3. постоянно уточняйте, углубляйте, расширяйте запас знаний учащихся. Работа над олимпиадными заданиями прошлых лет является наиболее эффективной формой работы;

1.4. разрешайте и поощряйте множество вопросов;

1.5. обеспечивайте исследовательскую деятельность для учащихся;

1.6. создавайте ситуацию успеха;

1.7. определяйте вместе с учащимися тактику выполнения олимпиадных  заданий.

  1. Проявление уважения к индивидуальности ученика, что предполагает:

2.1. понимание особенностей развития одаренного ребенка;

2.2. создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками;

2.3. освобождение от  ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:

- не обязательно имеет столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость;

- не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;

 - может иметь некоторое отставание в физическом развитии;

 - не обязательно должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы;

 - ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.

  1. Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять внимание и т.д.).
  2. Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности:

4.1. забота о сохранении здоровья;

4.2. сохранение высокой самооценки одаренного ребенка;

4.3. формирование системы приобретенных учебных мотивов;

4.4. организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (лекции, кружки, экскурсии, пример взрослых);

4.5. стратегия ускорения обучения одаренных детей.   

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.