Работа с одаренными учащимися
УКАЗ О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ, ВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВ ДАННЫХ ОДАРЕННОЙ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 апреля 2010 г. N 199
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ, ВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВ ДАННЫХ ОДАРЕННОЙ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ
(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 09.08.2011 N 351)
В целях обеспечения эффективного использования творческого и интеллектуального потенциала одаренной и талантливой молодежи, оказания помощи в ее профессиональной деятельности ПОСТАНОВЛЯЮ:
- Утвердить прилагаемое Положение о порядке формирования, ведения и использования банков данных одаренной и талантливой молодежи.
- Внести в Указ Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. N 273 "О повышении заработной платы отдельным категориям молодых специалистов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 146, 1/8669) следующие изменения и дополнение:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Повысить тарифные ставки (оклады) на 50 процентов молодым специалистам <*> с высшим образованием, включенным в банки данных одаренной и талантливой молодежи и принятым на работу в организации, финансируемые из бюджета.";
дополнить Указ подстрочным примечанием следующего содержания:
"--------------------------------
<*> Для целей данного Указа под молодыми специалистами понимаются выпускники, получившие высшее образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского бюджета либо на условиях оплаты, направленные на работу по распределению.";
подпункт 3.2 пункта 3 исключить.
- Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.
- Министерству образования, Министерству культуры, Министерству связи и информатизации в шестимесячный срок обеспечить интеграцию банков данных одаренной и талантливой молодежи в общегосударственную автоматизированную информационную систему для предоставления доступа кадровым службам государственных органов и иных организаций к информации, содержащейся в этих банках данных.
- Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
Система работы с одаренными и высокомотивированными учащимися
Проблема выявления, обучения и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи является одним из важнейших направлений государственной политики в области образования.
Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка достигается только тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к учёбе.
Основные направления работы с одаренными детьми:
- система работы образовательных учреждений с детьми младшего школьного возраста, обеспечивающая преемственность среды и методов развития детей при переходе в среднее звено школы;
- система общеобразовательных школ, в рамках которой создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
- система дополнительного образования, позволяющая обеспечить выявление, поддержку и развитие способностей учащихся в рамках внешкольной деятельности;
- система школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования.
Формы обучения детей в условиях общеобразовательных школ:
- индивидуальная(работа по индивидуальному плану, программе) – эта форма работы предполагает использование современных информационных технологий, в рамках которых ребенок будет получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей;
- занятия по свободному выбору(факультатив, спецкурс, организация малых групп) – это делает возможным учет различных потребностей и способностей детей;
- дифференциация образовательного процесса(изучение предмета на повышенном и углубленном уровнях) – эта форма актуальна для тех детей. У которых сформировался устойчивый интерес к определенной области знаний;
- исследовательские секции или объединения (предоставляется не только выбор направления исследовательской работы, но и индивидуальный темп и способ продвижения).
Формы обучения детей в системе дополнительного образования:
- Обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области.
- Работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки, специалист высокого класса).
- Очно-заочные школы.
- Каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории.
- Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад.
- Детские научно-практические конференции и семинары.
Выбор и применение той или иной формы индивидуализации и дифференциации обучения зависят не только от возможностей той или иной школы, а прежде всего от индивидуальных особенностей ребенка. Учебные программы, ориентированные на обучение одаренных детей с общей (умственной) одаренностью и некоторыми видами специальной одаренности (лингвистической, математической и т.д.), должны соответствовать целому ряду требований.
Программы обучения для интеллектуально одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к учебе должны:
- включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
- использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний;
- предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;
- в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбраных самим ребенком;
- поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
- обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
- предусматривать наличие свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);
- подготовка специальных учебных пособий, организация исследований, создание «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т. п.;
- обучать детей оценивать результат своей работы, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творчества;
- способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
- включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.
Профессионально-личностные качества педагогов для работы с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к учебе
- психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности; (знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; знания о психологических особенностях одаренных детей, методах их выявления)
- профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать и развивать детскую одаренность;
- профессионально значимые личностные качества педагогов:высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, высокая и адекватная самооценка, стремление к личностному росту и т.д.
Эти качества срабатывают лишь в системе и тогда, когда подчинены тому, что делает человека педагогом, – «желанию жить в ученике».
Рекомендации в помощь учителю по работе с одаренными детьми
- Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества. Применение таких методов, форм и приемов предполагает выполнения определенных правил:
1.1. соотнести количество предоставляемой информации и умение ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);
1.2. предоставлять возможность предельной самостоятельности учащимся. Самые прочные знания – это те, которые добываются собственными усилиями;
1.3. постоянно уточняйте, углубляйте, расширяйте запас знаний учащихся. Работа над олимпиадными заданиями прошлых лет является наиболее эффективной формой работы;
1.4. разрешайте и поощряйте множество вопросов;
1.5. обеспечивайте исследовательскую деятельность для учащихся;
1.6. создавайте ситуацию успеха;
1.7. определяйте вместе с учащимися тактику выполнения олимпиадных заданий.
- Проявление уважения к индивидуальности ученика, что предполагает:
2.1. понимание особенностей развития одаренного ребенка;
2.2. создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками;
2.3. освобождение от ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:
- не обязательно имеет столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость;
- не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;
- может иметь некоторое отставание в физическом развитии;
- не обязательно должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы;
- ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.
- Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять внимание и т.д.).
- Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности:
4.1. забота о сохранении здоровья;
4.2. сохранение высокой самооценки одаренного ребенка;
4.3. формирование системы приобретенных учебных мотивов;
4.4. организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (лекции, кружки, экскурсии, пример взрослых);
4.5. стратегия ускорения обучения одаренных детей.